ЖЕМЧУЖИНА ВОСТОКА

Самарканд — один из древних и неповторимых городов мира. Он воплощает в себе 2750-летнюю богатую историю и памятники древней цивилизации. Этот уникальный город, расположенный в центральной части Зерафшанской долины, издревле являлся центром оседлого образа жизни, поливного земледелия, науки и прогресса. Его заслуженно считают одной из колыбелей культуры человечества.
Об истории возникновения, формирования и развития Самарканда есть немало сведений в исторических источникаx материальных и культурных памятниках в образцах устного народного творчества. В частности, в древнейшем памятнике культуры Востока книге Авеста упоминается об уникальном климате, плодородных землях Согда, где и располагается Зерафшанская долина. Также в многочисленных исторических географических литературно-художественных произведениях в частности, в книгах Абул Аб-баса Жаъфара ибн Мухаммеда ал-Мустагфири «Таворихи Самарқанд», Абу Хафс Нажмиддина Умар бин Мухаммед ан-Насафи «Китоб ал-канд фи тарихи Самарканд», Абулфазл Мухаммеда ибн Абдужамил ибн Абдумалик Хайдар ас-Самарканди «Кандияи Хурд» приводятся сведения об истории города, о выдающихся мыслителях и ученых святых которые проживали в нем.
В исторических источниках есть различные мнения о значении наименования «Самарканд». Великий ученый-лингвист Махмуд Кашгари в своей книге «Девони лугатит-турк»- «Диван тюркского языка» пишет о том, что «Самарканд» означает богатый, процветающий город. Греческий историк Каллисфен называет Самарканд на свой лад «Маракана», а китайский посол Вей Цзе-«Кан»ом. Скорее всего слово «Самарканд» означает местность, где пересекаются торговые пути, а также богатый и процветающий город.
О Самарканде существует бесчисленное множество легенд и преданий, и все они связаны с огромной славой и историей города. Арабский историк Абу Али Мухаммед бин Мухаммед Балъами (X век) выдвигает мысль о том, что «Самарқанд был основан за 3000 лет до Зулкарная -Александр Македонский», а Абу Хафс Нажмиддин Умар бин Мухаммед ан-На-сафи пишет об этом так: «2 250 лет до Кутей-бы ибн Муслима был воздвигнут город».
Как известно, развалины древней части города Самарканда известны как городище Афрасиаб. В историческом произведении Абулкасыма Фирдауси «Шахнамэ» историческая личность Афрасиаб изображается падишахом страны Туран. Он же упоминается в Авеста как Франрасьян, в тюркских источниках — как Алп Эр Тонга.
Период формирования и развития Самарканда начинался с памятника Афрасиаб. Городское население в течение веков именовало эту местность «развалины Афрасиаба» или просто «Афрасиаб». Самарканд был полностью разрушен войсками Чингисхана в 1219 году. С тех пор остатки города лежат под руинами. Его территория находится в северной части нынешнего города, между знаменитым Сиабским рынком и речкой Сиаб, занимая площадь в 219 гектаров.

В Институте истории и археологии Академии наук Узбекистана в 1958 году была организована специальная экспедиция под руководством академика Яхъё Гулямова для изучения Афрасиаба. Начиная с 1970 года специальная экспедиция Института истории археологии Академии наук Узбекистана проводит на Афрасиабе археологические раскопки — с 1988 года здесь работает узбекско-французская международная совместная экспедиция. Узбекской экспедицией руководит М. Исамиддинов, французской — П. Бернар и Ф. Грене.
Самые древние находки Афрасиаба были обнаружены в северной части городища. Это остатки крепостной стены, относящейся к VIII-VII векам до нашей эры, остатки городской крепости, то есть военно-административного центра. Крепость была со всех сторон окружена высокой и прочной крепостной стеной.
При определении возраста Самарканда важное значение имели древние предметы, найденные в 25-30 километрах севернее Афрасиаба, на развалинах города Коктепа возле города Челак, так как культурные слои земли на Коктепа относятся к VIII-VII векам до нашей эры, и расположены почти на поверхности земли. Тогда как культурные слои Афрасиаба находятся достаточно глубоко, на глубине 15-25 метров. Поэтому на Коктепа проводятся широкомасштабные раскопки. Здесь обнаружены остатки крепостной сте¬ны, монументального здания, храмы. Использованные здесь гувала (глиняные катыши круглой или овальной формы, высушенные на солнце), строение стены очень схожи с Афрасиабскими.
Афрасиаб, как и Коктепа, состоял из двух частей — крепости и собственно города. Даже при взгляде со стороны нетрудно убедиться, что площадь его внутреннего города составляет 40 гектаров. Значит, Афрасиаб уже в VIII-VII веках до нашей эры по своим масштабам был не меньше города Коктепа. Таким образом, есть основания сделать вывод о том, что формирование городской культуры в Зарафшанской долине приходится на VIII-VII века до нашей эры.
Кстати, в соответствии с Авеста и археологическими источниками на Согде государственность формировалась в VIII-VII веках до нашей эры и его столицей был город Самарканд. В Авесте Согд характеризуется как «самый лучший среди стран и вилоятов».
Согдийским государством управляли аристократические военные династии. Правители сооружали хорошо укрепленные крепости. В гимнах Авеста упоминается именно о таких общинах. Общиной руководили сильные командиры — «рахта эштар», то есть, «ездящие на арбе». Согд в этой священной книге упоминается после первого государства, созданного Ахурамаздой. Затем упоминаются Бахди (Бактрия), Моуру (Маргияна).
В 329 году до нашей эры Александр Македонский со своим войском перешел реку Амударья и завоевал столицу Турана — город Самарканд и таким образом в истории этого города начался новый период.
Как свидетельствуют исторические источники, наши предки храбро сражались за свою свободу под предводительством отважного Спитамена. Бои были беспощадными, греко-македонские войска никого не жалели, казнили тысячи и тысячи людей. Спитамен же пытался вернуть город и устроил его осаду. Немецкий ученый Ф. Альтхайм пишет об этом: «Спитамену удалось добиться того, то до сих пор никому не удавалось: в боях он истребил большую часть македонского войска».

В работах греко-римских историков: Каллисфена, Арриана, Квинта Курция Руфа Самарканд упоминается в греческой форме как «Мараканда».
Мараканда — Афрасиаб в IV-III веках до нашей эры был окружен крепостными стенами и старые стены были отремонтированы. Уровень греческого и туранского культурного развития был почти равным, благо¬даря чему они взаимообогатились.
Данная культура развивалась и после смерти Александра Македонского (323 год до нашей эры) в период государства Селевкидов (IV-III века до нашей эры), Греко-бактрийского государства (III-II века до нашей эры) и даже в период Кангюй (II-I века до нашей эры, II век нашей эры).
Недавние нумизматические находки на городище Афрасиаб и в Самаркандской области демонстрируют сложившееся денежное обращение в Самарканде и, возможно, в Согде в целом в III-II вв. до н.э.

1) Драхма. Л.ст.: голова богини Афины. Об. ст.: орел с виноградной гроздью в клюве.
Серебро: Вес: 1,35 г. Размер: 8х11 мм. Конец IV в. до н.э. гор. Афрасиаб. Место хранения: ИА АН РУз.

2) Тетрадрахма. Л.ст.: Голова Александра в львином скальпе. О.ст.: Сидящий Зевс на троне. Серебро. Вес: 16,97 г. Размеры: 29,4х26,0 мм. Курган Бойсаритепа, село Сазаган, окрестности Самарканда. Место хранения: ИА АН РУз.

Место хранения: ИА АН РУз.
Накануне нашей эры в Европе сформировалась Римская империя, в Китае империя Хан, и начиная именно с этого периода начал функционировать трансконтинентальный Великий шелковый путь, связавший Запад и Восток.
Располагающийся в самом центре Великого шелкового пути город Самарканд стал не только торговым, но и крупным производственным и ремесленническим центром. По некоторым сведениям, Самарканд в начале нашей эры выпускал свои шелковые ткани.
Эфталиты (509-567 годы), затем Тюркский каганат (VI-VII века) контролировали территорию от берегов Черного моря до Великой Китайской стены. В это время особенной активностью отличались согдийские купцы. Это также подтверждает тот факт, что на всех отрезках Великого шелкового пути согдийская письменность и язык стали торговым языком, то есть приобрели международный статус.
Образцы согдийской письменности, найденные в китайской местности Дуньхуан, храмы в Турфоне и Карашаре с прекрасной настенной росписью и рисунки в Каракуруме считаются уникальными памятниками согдийской истории этого периода.
Китайский путешественник Сьюан Цзянь в 629 году побывал в Самарканде и описал его как центр с многочисленным населением, плодородными землями, изобилующим товарами, привезенными из разных стран и развитым ремеслом.
В обнаруженной в Афрасиабе настенной росписи VII века изображается аристократия — в центре правитель Самарканда Вархуман, слева от него представители Чаганияна (юг), справа — Чача (северо-восток), Чина-Мочина (Китай) и даже Курии (Кореи).

Как известно, наши предки в течение нескольких столетий поклонялись зороастрийской религии. После завоевания Мавераннахра арабами наши предки приняли исламскую религию. Необходимо особо отметить, в Согде и в зороастрийский период, и после рас¬пространения ислама сохранились традиции религиозной толерантности. В этот период действовали различные религиозные конфессии, в том числе и христианские церкви. Как отмечается в исторических источниках в столице Согда — Самарканде в VI веке была первая христианская метрополия.


Географ X века Истахри называет Самарканд «портом Мавераннахра на суше». Может, путешественник имел в виду, что сюда стекаются купцы со всего мира.
В XI веке Самарканд как отдельная провинция вошел в состав государства Караханидов, а в начале XIII века — государства Хорезмшахов.
В IX Xll веках Самарканд превратился в одну из колыбелей Восточного Ренессанса. Именно в этот период жили и творили десятки таких выдающихся мыслителей, как Имам Абу Мансур Мотуриди, Абу Хасан Самарканди, Мухаммед Насафи Самарканди (XI ; век), Абуллайс Самарканди (X—XI века), Абу Фазл Мухаммед Самарканди (XII век), Аш¬раф Самарканди (XII век).В IX-X веках Самарканд стал центром астрономии, медицины, истории, философии, литературоведения, права и богословия. В XI—XII веках творческой деятельностью здесь занимались целый ряд поэтов и ученых. Среди них были Низами Арузи, Рашиди, Ашраф Али Шатранжи Самарканди. В 1218 году монгольские войска во главе с Чингисханом начали нашествие на Мавераннахр. Весной 1220 года они атаковали Самарканд, и до такой степени разрушили город, что в результате Афрасиаб оказался в руинах. С 200-летним гнетом монголов было кончено благодаря великому Амиру Темуру. Дальнейшее развитие Самарканда тесно связано с деятельностью Амира Темура. Приступая к возведению нового Самарканда заново восстанавливает его древнее градостроительство, придает его облику новый вид, наполняет новым содержанием. Под руководством Амира Темура в Самарканде воздвигнуты прекрасные архитектурные сооружения — Пятничная мечеть, Коксарай, Бостонсарай, Гур-Эмир, Ишратхона, Aксарай, Шахи-3инда.
В этот период в Самарканде развиваются наука, литература, архитектура, мoнyм тальная и пейзажная живопись, ткачество, художественная резьба, чеканка, резьба по камню, стеклодувное дело, гончарное pемесло. Широко распространившийся на Boстоке и Западе процесс духовно-просветительского подъема, получивший название «Ренессанс Темуридов» начался именно в Самарканде.